|
ПЛОЩАДЬ ВОССТАНИЯ
Пересадки на наземный транспорт:
ИСТОРИЯСтанция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания». Название связано с близостью Площади Восстания. НАЗЕМНЫЕ ВЕСТИБЮЛИНаземный павильон станции выполнен по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина, инженера Е. А. Эрганова и располагается на пересечении Невского и Лиговского проспектов и улицы Восстания, на месте снесённой Знаменской церкви. Павильон оформлен в классическом стиле — круглое здание с пристроенными по сторонам ризалитами, и этим напоминает компоновку храма. Круглое здание, являющееся одним из символов Петербургского метро, завершает ротонда со шпилем, который с момента постройки был увенчан звездой в лавровом венке. В 90-е годы она была снята в связи с опасностью обрушения. 13 августа 1960 года был открыт выход к Московскому вокзалу. Архитекторы наземного павильона: А. С. Гецкин, В. П. Шувалова, в 2004 году он был реконструирован, панели эскалаторов на наклонном ходе были заменены с бордовых пластмассовых на металлические. В обоих вестибюлях действуют трёхленточные эскалаторные марши. АРХИТЕКТУРА И ОФОРМЛЕНИЕПлощадь Восстания — пилонная станция глубокого заложения (глубина ~ 58 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина, инженера Е. А. Эрганова. Тема оформления подземного зала — Октябрьское вооружённое восстание 1917 года. При проектировании подземой части станции архитекторы применяли «классические методы формообразования, что соответствовало традиции, которая преобладала в советской архитектуре 1950-х годов Архитекторы сохранили конфигурацию тоннеля, стараясь как можно ближе подойти к габаритам конструкции, и использовали пространство зала с максимальной полнотой. Задумав сохранить такое очертание станции, архитекторы подчинили этому замыслу всё:
Между пересадочным эскалатором и выходом на Московский вокзал на пилонах центрального подземного зала размещены 4 барельефа:
Торцевую стену центрального подземного зала украшал барельефный портрет В. И. Ленина работы скульпторов А. Г. Плискина, В. И. Сычёва. Был демонтирован при обустройстве второго выхода на поверхность.
Пол центрального зала выложен красным гранитом, возле пилонов имеются полосы из чёрного лабрадорита, со стороны центрального зала украшенные закономерно расположенными декоративными зубчиками, ограниченными белой полосой.
Путевые стены украшены тем же красным мрамором и декоративным лепным карнизом, как и остальная станция. В нижней части полоса плитки чёрного цвета, как и на остальных станциях первой очереди. На путевых стенах установлены декоративные решётки с надписью «1955», по году открытия станции. Посадочные платформы освещаются богато декорированными люстрами, в оформлении которых используются Серп и молот, а также пятиконечные звёзды.
Cоветская символика в люстрах над боковыми залами станции
Платформа направления в сторону станции «Автово» существенно сужена в месте эскалаторного наклона размещённой над перроном пересадки. На противоположной платформе в середине станции потолок поддерживают балки, также разделяя объём платформы на две части.
В 1993 году полы на платформах были заменены с асфальтовых на гранитные, причём гранит на двух разных платформах неоднородный — платформа в сторону «Чернышевской» выложена серым гранитом, а платформа в сторону «Владимирской» — красным.
ПЕРЕСАДКИСтанция является пересадочным узлом к поездам Невско-Василеостровской линии (на станцию «Маяковская»). Значительный пассажиропоток на пересадке привёл к тому, что на станции используется два направления пересадки. В отличие от пересадочного узла «Гостиный двор»<>«Невский проспект» пассажиропотоки при пересадке двухсторонние, однако для пересадки со стороны «Маяковской» дежурные по станции всё чаще и чаще рекомендуют пользоваться пешеходным тоннелем, что впоследствии может привести к окончательному разграничиванию этих двух способов пересадки. Малые эскалаторы Связывают середину станции «площадь Восстания» и восточный торец «Маяковской». Изначальный проект предусматривал три нитки эскалатора, после реконструкции в 1993 году количество эскалаторов увеличено до четырёх. Эскалаторный наклон оформлен упрощённо, повторяя первоначальную отделку станции. Стены и потолок оштукатурены, освещение внизу — закарнизное, наверху — по периметру свода утоплены лампы дневного света. Пешеходный тоннель ведёт от лестницы в южном торце «Площади Восстания», где сходятся пассажиропотоки станции и эскалаторного подъёма на Московский вокзал к лестничным спускам в центре «Маяковской». Отделка тоннеля простая, применена плитка двух цветов. Оформление тоннеля пропорциями низкого цоколя и красным цветом перекликается с оформлением станции «Площадь Восстания». Освещение выполнено в виде двух ниток ламп дневного света, положенных на металлические подложки. В тоннеле находится медпункт и служба управления движением. Под перегонными тоннелями станции «Маяковская» тоннель разделён стенкой на два, под лестничным спуском со станции находится оригинальный металлический указатель.
|