Правление Балтийской железной дороги разработало проект метрополитена, согласно которому подземной линией соединялись все вокзалы Петербурга
1893
Камер-юнкер Р. К. фон Гартман предложил соединить центр города с вокзалами линией скоростной железной дороги
Гласный Городской думы барон Ф. Р. Бистром дополнил предыдущий проект новой линией по Екатерининскому (Грибоедова) каналу
1895
Инженер путей сообщения Я. К. Ганеман предложил засыпку Екатерининского канала с устройством в его «ложбине» электрической железной дороги
1900
В Гатчине под Санкт-Петербургом по проекту инженера И. В. Романова была построена подвесная железная дорога
XX век
1901
Инженер Г. А. Гиршсон создал проект подземной дороги под Невским проспектом
Инженер путей сообщения П. А. Рашевский разработал проект двух наземных линий метрополитена, которые соединяли центр города и вокзалы
Инженер путей сообщения В. Н. Печковский предложил построить железную дорогу на эстакадах от Казанского собора к Балтийскому и Варшавскому вокзалам
1901—1902
Гражданский инженер П. И. Балинский разработал несколько вариантов проекта Петербургского метрополитена
1902
Инженер путей сообщения С. Н. Кульжинский предложил соединить все вокзалы надземной линией метрополитена
Инженер Г. А. Гиршсон предложил соорудить линию метрополитена, включавшую подземные и наземные участки от Балтийского и Варшавского вокзалов до Финляндского
1904
Гласный Городской думы А. Н. Никитин предложил вариант проекта метрополитена
1906
Акционерное общество «Русских электротехнических заводов Сименс и Гальске» представило проект подземной электрической дороги под Невским проспектом
Инженер путей сообщения А. А. Лешерн фон Герцфельд ходатайствовал о проведении через центр города надземной электрической железной дороги
1907
Предприниматель и журналист И. П. Табурно проектировал скоростную дорогу на эстакадах над Екатерининским (Грибоедова) каналом
Бельгийские инженеры И. Поле и П. Ф. Лево, инженер путей сообщения В. Н. Беляев, техник М. П. Мульханов и предприниматель Г. Т. Полипов разработали проект скоростной дороги по реке Таракановке и Екатерининскому (Грибоедова) каналу
1909
Комиссия по выработке мероприятий для улучшения условий пассажирского движения на казённых железных дорогах Санкт-Петербургского узла под председательством Главного инспектора Министерства путей сообщения А. Н. Горчакова, обобщив многие прежние разработки, предложила прокладку трёх линий метрополитена
1911—1912
Инженер путей сообщения Ф. Е. Енакиев разработал Проект преобразования Петербурга, включавший строительство сети метрополитена
1913—1915
По проекту инженера С. А. Бернатовича построена линия железной дороги от Нарвских ворот до посёлка Княжево (вблизи Трамвайного проспекта) — первая электрифицированная железнодорожная линия в России, позднее получившая название ОРАНЭЛ
1914—1917
В Управлении городских железных дорог разработаны несколько вариантов проектов строительства надземных и подземных линий метрополитена. Один из главных разработчиков — инженер-электрик Ю. К. Гринвальд
1917
Инженер-электрик Г. О. Графтио разработал проект сооружения наземного «железнодорожного метрополитэна» от Балтийского вокзала до станции «Удельная»
1930
Ю. К. Гринвальд, главный инженер Управления городских железных дорог, создал проект строительства в Ленинграде трёх диаметральных линий метрополитена и двух соединительных
1931
Инженер О. Н. Штерцер разработал проект двух линий метрополитена
1932
В институте «Ленгоспроекттранс» профессор Е. А. Яковлев разработал проект двух линий метрополитена — Витебской и Балтийской
1933
Проект метрополитена разработан в ЛНИИКХе. Предусматривалось сооружение трёх линий
1934
В мастерской А. С. Никольского разработан проект метро (подземного трамвая) для Крестовского острова
1935
АПО Ленсовета создан проект метрополитена, согласно которому предполагалось строительство трёх линий
1937
В ЛНИИКХе разработан новый проект метрополитена, включавший строительство трёх диаметральных, а также радиальной, окружной и южной линий
1938
Председатель Ленгорсовета А. Н. Косыгин выступил с инициативой строительства в Ленинграде метрополитена. В ГлавАПУ составлена перспективная схема развития городского транспорта
1941
Январь: Совет Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) приняли постановление о строительстве в Ленинграде метрополитена
Апрель: начато строительство Ленинградcкого метрополитена, прерванное сразу после начала Великой Отечественной войны
1946
22 мая: возобновлено строительство Ленинградcкого метрополитена
10 декабря: состоялся первый тур конкурса на архитектурное оформление станций первой очереди строительства Ленинградского метрополитена
1950
Подведены итоги III тура конкурса на архитектурное оформление станций Ленинградского метрополитена
1954
Декабрь: при исполкоме Ленсовета образовано Управление Ленинградского метрополитена
1955
Из Московского метрополитена в Ленинград доставлено 59 вагонов метро типа «Г»
Март: организованы курсы по обучению рабочим профессиям для Ленинградского метрополитена. По октябрь 1955 года подготовлено почти триста человек машинистов и помощников машинистов электропоездов, дежурных по станции и посту централизации, электромехаников эскалаторов и тяговых подстанций, бригадиров пути. Производственную практику слушатели курсов проходили на Московском метрополитене. Первые группы машинистов комплектовались из железнодорожников, имевших право управления локомотивами
8 октября: по первой линии Ленинградского метрополитена прошёл пробный поезд
14 ноября: указом Президиума Верховного Совета СССР Ленинградскому метрополитену присвоено имя В. И. Ленина
15 ноября: введена в эксплуатацию первая очередь Ленинградского метрополитена от станции «Автово» до станции «Площадь Восстания» протяженностью 10,8 км
Декабрь: введена в эксплуатацию первая очередь электродепо «Автово»
Декабрь: с Мытищинского машиностроительного завода поступили первые 32 вагона новой серии «Д»
1956
30 апреля: введена в эксплуатацию станция «Пушкинская»
Март: техническая школа метрополитена приняла первых учащихся
Впервые на сети железных дорог и метрополитенов применена автоматическая воздушная очистка стрелочных переводов на парковых путях
Перевод Кировско-Выборгской линии с 4-вагонных составов на 5-вагонные
1957
Для производства капитального ремонта эскалаторов и двигателей подвижного состава созданы Объединенные мастерские метрополитена. Впоследствии были организованы около 20 участков и отделений: механосборочное, станочное, шлифовальное, термическое, гальваническое, инструментальное, ремонтно-хозяйственное. На мастерские возложили обязанность заниматься изготовлением новой техники. Здесь изготовлялись автоматы для размена монет, автоматические контрольные пункты для станций метрополитена, подметальные и грязеуборочные машины. С 1 января 2002 года Объединенные мастерские получили статус завода
Начато внедрение радиооповещения на поездах
Первая группа Метрополитенцев награждена орденами и медалями
1958
1 июня: введён в эксплуатацию участок Кировско-Выборгской линии (ныне линия 1) от станции «Площадь Восстания» до станции «Площадь Ленина» протяженностью 3,4 км
Впервые в стране на метрополитене начаты работы по автоматизации управления поездами
1959
Введен в эксплуатацию вагон-путеизмеритель системы ЦНИИ МПС
Закончен перевод совмещенных тягово-понизительных подстанций на телеуправление
1960
13 августа: введён в строй второй наклонный ход и наземный вестибюль станции «Площадь Восстания» со стороны Московского вокзала
1961
Решением Исполкома Ленсовета и Президиума облсовпрофа метрополитену присвоено звание «Предприятие высокой культуры»
29 апреля: введена в эксплуатацию первая очередь Московско-Петроградской линии (ныне линия 2) от станции «Парк Победы» до станции «Технологический институт» протяжённостью 6,5 км
Июнь: для детей сотрудников Ленинградского метрополитена открыт пионерский лагерь «Голубая стрела» в посёлке Рощино на Карельском перешейке
1962
Начато оборудование станций автоматическими контрольными пунктами и монеторазменными автоматами
Воздушно-тепловые завесы станций переведены на автоматическое программное управление
31 июля: введён в строй второй наклонный ход и наземный павильон станции «Площадь Ленина» с выходом на Боткинскую улицу
1963
Введена в действие диспетчерская централизация стрелок и сигналов
1 июля: введён в эксплуатацию участок Московско-Петроградской линии (ныне линия 2) от станции «Технологический институт» до станции «Петроградская» протяжённостью 5,9 км
Декабрь. Начата опытная эксплуатация вагона-дефектоскопа с магнитным и ультразвуковым контролем рельс
1964
Введён в эксплуатацию первый на метрополитенах страны контактно-аккумуляторный электровоз
На тяговой подстанции установлен первый опытный полупроводниковый кремниевый выпрямитель тягового тока
Введены в эксплуатацию эскалаторы новой серии ЛП
1965
9 октября: на Московско-Петроградской линии (ныне линия 2) начаты испытания системы автоматического управления поездами
Кировско-Выборгская линия (ныне линия 1) оснащена поездной диспетчерской радиосвязью
Закончена реконструкция диспетчерской централизации с установлением контроля свободности путей перегонов
Техническая школа разместилась в новом здании на площадке «Автово»
Начат перевод эскалаторов на скорость движения 0,94 метра в секунду вместо 0,72 метра в секунду
1966
Май: поступили первые вагоны серии «Е», изготовленные на Мытищинском вагоностроительном заводе
Май: образована служба пути как самостоятельное подразделение метрополитена
1 июня: на Кировско-Выборгской линии (ныне линия 1) открыто движение на участке от станции «Автово» до станции «Дачное» протяжённостью 1,5 км
Июнь: вместо электромеханической службы образованы эскалаторная служба и служба электроподстанций и сетей
Закончен перевод эскалаторов на скорость движения 0,94 метра в секунду вместо 0,72 метра в секунду
1967
Создана служба подвижного состава. Образованы службы тоннельных сооружений и санитарно-техническая (впоследствии электромеханическая)
Январь: началась опытная эксплуатация автоведения поездов на Московско-Петроградской линии (ныне линия 2)
30 апреля: введён в строй второй наклонный ход и наземный вестибюль станции «Невский проспект» с выходом на канал Грибоедова
3 ноября: введена в эксплуатацию первая очередь Невско-Василеостровской линии (ныне линия 3) от станции «Василеостровская» до станции «Площадь Александра Невского» протяжённостью 8,2 км
1968
На совмещенных тягово-понизительных подстанциях начата плановая замена ртутных выпрямителей на кремниевые
Поступили первые вагоны серии «Ем», изготовленные на вагоностроительном заводе им. И. Е. Егорова. Отличаются от вагонов серии «Е» симметричным расположением дверей, увязкой дверной сигнализации с устройством управления, наличием системы автоведения
Июнь: началась опытная эксплуатация автоведения поездов на Невско-Василеостровской линии (ныне линия 3)
1969
Начата модернизация освещения всех станций и вестибюлей с заменой ламп накаливания на люминесцентные и дуговые ртутные лампы
Объем перевозки пассажиров превысил один миллион человек в сутки.
11 апреля: начался перевод управления электропоездами одним машинистом без помощника
Организована медсанчасть метрополитена
Котельная на площадке «Автово» переведена с угля на газ
Объединенными мастерскими начат серийный выпуск поломоечных и подметальных машин
25 декабря: введен в эксплуатацию участок Московско-Петроградской линии (ныне линия 2) от станции «Парк Победы» до станции «Московская» протяженностью 1,8 км
1970
30 июня: в депо «Дачное» начато производство подъемочного ремонта вагонов на поточной линии
21 декабря: введен в эксплуатацию участок Невско-Василеостровской линии (ныне линия 3) от станции «Площадь Александра Невского» до станции «Ломоносовская» протяженностью 6,15 км
Перевод Кировско-Выборгской и Московско-Петроградской линий с 5-вагонных составов на 6-вагонные
1971
Начато внедрение системы автоматического и дистанционного управления эскалаторами
Январь: Межведомственная комиссия Государственного комитета СМ СССР по науке и технике приняла в постоянную эксплуатацию автоматическую систему управления ведения поездов на Московско-Петроградской (ныне линия 2) и Невско-Василеостровской(ныне линия 3) линиях
7 января: Указом Президиума Верховного Совета СССР Ленинградский метрополитен награжден орденом Ленина
1972
Введено в эксплуатацию электродепо «Московское». На парковых путях депо «Московское» впервые на метрополитене введена блочная маршрутно-релейная централизация
25 декабря: введен в эксплуатацию участок Московско-Петроградской линии (ныне линия 2) от станции «Московская» до станции «Купчино» протяженностью 4,4 км
1973
В тоннелях всех линий метрополитена во время движения электропоездов погашено освещение
Создано ремонтно-строительное управление Ленинградского метрополитена
Закончено усиление тягового электроснабжения Кировско-Выборгской линии (ныне линия 1) для пропуска 40 пар восьмивагонных составов и Московско-Петроградской (ныне линия 2) — шестивагонных составов
Переведены на телеуправление и телесигнализацию санитарно-технические устройства Кировско-Выборгской (ныне линия 1) и Московско-Петроградской (ныне линия 2) линий
1974
Создан отдел автоматизированных систем управления метрополитеном, в котором началась установка первой управляющей электронной вычислительной машины М-6000
2 сентября: профессионально-техническое училище № 115 метрополитена приняло первых учащихся
Введен в эксплуатацию первый на метрополитене грузовой вагон для перевозки колесных пар, тяговых двигателей и других грузов
1975
Принят в эксплуатацию новый вагон-дефектоскоп, изготовленный на базе вагона серии «Е» и контролирующий одновременно две рельсовые нити
22 апреля: введен в эксплуатацию участок Кировско-Выборгской линии (ныне линия 1) от станции «Площадь Ленина» до станции «Лесная» протяженностью 3,49 км
21 мая: метрополитены страны переданы в ведение Министерства путей сообщения
31 декабря: введен в эксплуатацию участок Кировско-Выборгской линии (ныне линия 1) от станции «Лесная» до станции «Академическая» протяженностью 5,26 км
Открыта поликлиника метрополитена
1976
Сдана в эксплуатацию вторая очередь депо «Дачное» с поточными линиями среднего и капитального ремонта вагонов
Начат перевод тягово-понизительных подстанций на бесконечную систему телемеханики с организацией новых диспетчерских кругов
На станции «Технологический институт» смонтирована первая телевизионная установка для обзора эскалаторов и среднего зала станций
На совмещенных тягово-понизительных подстанциях начата замена тяговых масляных трансформаторов на сухие
Начато производство среднего ремонта вагонов в депо «Дачное»
Декабрь: Государственной комиссией принята в эксплуатацию система автоматического управления поездами на Кировско-Выборгской линии (ныне линия 1)
1977
Поступили первые вагоны новой серии 81-717 (714)
29 сентября: введен в эксплуатацию участок Кировско-Выборгской линии (ныне линия 1) от станции «Автово» до станции «Проспект Ветеранов» протяженностью 3,62 км
Перевод Кировско-Выборгской линии с 6-вагонных составов на 7-вагонные
5 октября: cтанция «Дачное» закрыта
1978
Начат перевод линий на автоматический учет электроэнергии
Сдана в эксплуатацию центральная телефонная станция на две тысячи номеров
На всех линиях управление поездами стали осуществлять машинисты без помощников
Начата эксплуатация эскалаторов новой серии ЭТ
Введен в эксплуатацию контактно-аккумуляторный электровоз с тиристорно-импульсным управлением и рекуперативным торможением
На площадке депо «Московское» закончено строительство главного склада службы материально-технического снабжения
29 декабря: введен в эксплуатацию участок Кировско-Выборгской линии (ныне линия 1) от станции «Академическая» до станции «Комсомольская» («Девяткино») протяженностью 4,32 км
1979
Ленинградский метрополитен награждён Дипломом ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ
В депо «Дачное» начал производиться капитальный ремонт вагонов
Для сотрудников Ленинградского метрополитена открыта база семейного отдыха на реке Оредеж
5 октября: введен в эксплуатацию участок Невско-Василеостровской линии (ныне линия 3) от станции «Василеостровская» до станции «Приморская» протяженностью 2,36 км
Введено в эксплуатацию электродепо «Северное»
Закончено усиление системы тягового и внешнего электроснабжения Невско-Василеостровской линии (ныне линия 3) для пропуска 44 пар шестивагонных составов с двигателями 110 кВт
Начато оснащение линий метрополитена охранно-пожарной сигнализацией
1980
Все станции оснащены световыми информационными указателями и пиктограммами
18 июля: после реконструкции введены в строй наземный вестибюль и наклонный ход станции «Технологический институт II»
Ноябрь: открыт санаторий-профилакторий метрополитена на 400 мест в Зеленогорске
Завершена реконструкция электрочасового хозяйства с установкой электронных суточных и интервальных часов с секундным отсчетом времени
Создан музей метрополитена
Переведены на телеуправление санитарно-технические устройства Невско-Василеостровской линии (ныне линия 3)
1981
Впервые на метрополитене создана вагон-лаборатория по проверке путевых технических средств КСАУП, АЛС, радиосвязи, энергообеспечения
10 июля: введен в эксплуатацию участок Невско-Василеостровской линии (ныне линия 3) от станции «Ломоносовская» до станции «Обухово» протяженностью 4,3 км
Объем перевозки пассажиров превысил два миллиона человек в сутки
На площадке депо «Московское» закончено строительство рельсосварочной базы с механическими мастерскими службы пути
Создан вычислительный центр метрополитена
1982
На Московско-Петроградской линии (ныне линия 2) установлен первый прибор обнаружения нагрева букс проходящих поездов
На Невско-Василеостровской линии (ныне линия 3) введена система автоматической локомотивной сигнализации с автоматическим регулированием скорости — АЛС-АРС
4 ноября: введен в эксплуатацию участок Московско-Петроградской линии (ныне линия 2) от станции «Петроградская» до станции «Удельная» протяженностью 7,19 км
1983
Прошла обкатка первого в стране вагона метрополитена с асинхронным тяговым приводом
Начата замена на подстанциях масляных трансформаторов СЦБ на сухие
В депо «Московское» введен в действие первый на метрополитене оздоровительный комплекс
1984
На совмещенных тягово-понизительных подстанциях начата установка телеуправляемых защитных заземлителей 825 В
Задействована система автоматического и дистанционного управления освещением на первых четырех станциях
28 декабря: введен в эксплуатацию участок Невско-Василеостровской линии (ныне линия 3) от станции «Обухово» до станции «Рыбацкое» протяженностью 3,23 км
1985
На станциях «Московские ворота» и «Петроградская» введены первые системы управления работой станции с теленаблюдением за пассажиропотоком от вестибюля до платформы — СУРСТ
30 декабря: введена в эксплуатацию первая очередь Правобережной линии (ныне линия 4) от станции «Площадь Александра Невского-2» до станции «Проспект Большевиков» протяженностью 6,83 км
На Правобережной линии (ныне линия 4) задействовано новое основное средство сигнализации при движении поездов АЛС-АРС
1986
Принята в эксплуатацию первая очередь автоматизированной системы управления метрополитеном — АСУ-метро
Введено в эксплуатацию электродепо «Невское»
На Московско-Петроградской линии (ныне линия 2) введена в эксплуатацию система АЛС-АРС
Май: создано проектное конструкторское технологическое бюро метрополитена
1987
1 октября: введен в эксплуатацию участок Правобережной линии (ныне линия 4) от станции «Проспект Большевиков» до станции «Улица Дыбенко» протяженностью 1,76 км
1988
19 августа: введен в эксплуатацию участок Московско-Петроградской линии (ныне линия 2) от станции «Удельная» до станции «Проспект Просвещения» протяженностью 3,73 км
База отдыха «Кабардинка» на Черном море приняла первых отдыхающих
1989
При железнодорожной больнице имени Ф. Э. Дзержинского для сотрудников Ленинградского метрополитена построен лечебный корпус на 500 коек
На Московско-Петроградской линии (ныне линия 2) введены автоматический контроль параметров воздуха и автоматизированная система дистанционного управления тоннельной вентиляцией
Сдана в эксплуатацию первая очередь базы ремонта эскалаторов в промышленной зоне «Рыбацкое»
1990
Введена в действие первая в Ленинграде и области установка по утилизации люминесцентных ламп
Для поликлиники метрополитена построено новое здание на Трамвайном проспекте, д. 22, корп. 2
Внедрён вагон-габаритометр, выполненный силами ПКТБ и службы пути на базе вагона серии «Ем»
1991
Профессионально-техническое училище № 115 переименовано в технический лицей метрополитена
Декабрь: метрополитен передан из МПС в ведение администрации города
30 декабря: введен в эксплуатацию участок Правобережной линии (ныне линия 4) от станции «Площадь Александра Невского-II» до станции «Садовая» протяженностью 4,69 км
1992
Вместо прямых денег, для оплаты проезда введён жетон
Кировско-Выборгская (ныне линия 1) и Невско-Василеостровская (ныне линия 3) линии оборудованы системой автоматического контроля параметров воздуха
Июль: образовано Государственное предприятие пассажирского транспорта «Петербургский метрополитен» (ГППТ «Петербургский метрополитен»), являющееся правопреемником Ленинградского ордена Ленина метрополитена им. Ленина. Изменён логотип метро
Декабрь: на Петербургском метрополитене создана служба социальных объектов
7 декабря: время закрытия вестибюлей станций Петербургского метрополитена для входа пассажиров сокращено с 01:00 до 00:30 ночи
1993
Начаты испытания первого в стране поезда метрополитена с асинхронным тяговым приводом
Введена система нумерации линий метрополитена, и каждой был присвоен свой номер и цвет
Начата замена световых символов на фасадах вестибюлей станций
На пересадочном узле «Площадь Восстания» — «Маяковская» произведена замена трёхленточных эскалаторов ЛТ-6 на четырёхленточные, без изменения габаритов камеры пересадки
1994
Подготовлены новые редакции Правил технической эксплуатации, Инструкции по сигнализации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе (введены в действие в 1995 году)
1995
Июнь: внедрена первая очередь системы прохода пассажиров в метрополитен по магнитным картам
Декабрь: на участке между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» произошёл разлом тоннелей и их затопление. Движение поездов прекращено, и линия 1 разорвана
1996
Начата разработка и внедрение нового поколения устройств по управлению движением поездов на основе микропроцессорной техники — системы «Движение», которая призвана существенно расширить круг решаемых задач и заменить устаревшие системы централизации стрелок и сигналов, автоведения поездов
29 сентября: время закрытия вестибюлей конечных станций Петербургского метрополитена для входа пассажиров сокращено с 00:30 до 00:00 ночи. Время закрытия остальных вестибюлей — по графику прохождения последнего поезда. Время открытия вестибюлей станций установлено в 5 часов 45 минут (до этого 05:35)
1997
Начата разработка и внедрение Комплексной автоматизированной системы диспетчерского управления (КАС ДУ). Новая система использует микропроцессорную технику, предназначена для диспетчерского контроля и управления движением поездов, объектами энергоснабжения и сантехустройствами и призвана заменить устаревшие и физически изношенные системы телемеханики
15 сентября: введен в эксплуатацию участок Правобережной линии (линия 4) от станции «Садовая» до станции «Чкаловская» протяженностью 4,73 км
Служба спецсооружений метрополитена вошла в состав электромеханической службы
1998
Январь: проведено техническое перевооружение 65 вестибюлей Петербургского метрополитена универсальными турникетами нового поколения УТ-96
В автоматизированной системе контроля оплаты проезда в метрополитене (АСКОПМ) внедрена третья очередь — база данных проездных документов, позволяющая работать в реальном времени и вести мониторинг состояния технических средств системы
1999
14 января: введен в эксплуатацию участок Правобережной линии (линия 4) от станции «Чкаловская» до станции «Старая Деревня» протяженностью 4,11 км
3 сентября: на Правобережной линии (линия 4) введена в эксплуатацию станция «Крестовский остров»
2000
1 мая: станция «Рыбацкое» закрыта на реконструкцию до 1 апреля 2001 года
Август: создана служба договорных отношений
5 сентября: зарегистрировано Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Петербургский метрополитен» (ГУП «Петербургский метрополитен»), которое находится в ведении Комитета по транспорту
Сентябрь: создана служба капитального строительства
Сентябрь: введена в опытную эксплуатацию 1-я очередь Комплексной автоматизированной системы диспетчерского управления (КАС ДУ)
XXI век
2001
Январь: создано электродепо «Выборгское»
Май: создана служба сбора доходов
Ноябрь: создана служба общественного питания
Станции «Академическая» и «Политехническая» оснащены станционной аппаратурой комплексной системы обеспечения безопасности движения и автоматизированного управления движением поездов (СА КСД)
Начаты эксплуатационные испытания микропроцессорной системы интервального регулирования движения поездов с рельсовыми цепями, использующими фазоразностную модуляцию сигналов
2003
Июль: создана служба контроля на метрополитене. В ее состав введен отдел ведомственной пожарной охраны
Осуществлен перевод на Комплексную автоматизированную систему диспетчерского управления диспетчерских центров управления линий 1,3 и 4
Проведены эксплуатационные испытания системы автоматической идентификации номеров маршрутов на линии 4
Введена первая очередь автоматизированной системы учета и анализа работы линий метрополитена (АСУ АРЛМ)
Завершено внедрение Поездной аппаратуры комплексной системы обеспечения безопасности движения и автоматизированного управления движением поездов (ПА КСД) — на линии 2 (оснащен весь парк — 63 состава электродепо «Московское»)
Завершены эксплуатационные испытания станционной аппаратуры комплексной системы обеспечения безопасности движения и автоматизированного управления движением поездов (СА КСД) на станциях «Академическая» и «Политехническая»
Введён в эксплуатацию второй перегонный тоннель между станцией метро «Проспект Просвещения» и электродепо «Выборгское», организовано полноценное двухпутное движение
К 300-летию Санкт-Петербурга на всех станциях метро произведена почти полная замена всех указателей
2004
26 июня: восстановлено движение от станции «Лесная» до станции «Площадь Мужества» на Кировско-Выборгской линии (линия 1)
Август: ликвидирована дирекция строящегося метрополитена
Внедрена технология бесконтактных смарт-карт (БСК). Станции метрополитена оснащены устройствами обработки бесконтактных смарт-карт
На метрополитене внедрена корпоративная электронная почта и автоматизированная система электронного документооборота
Перевод Кировско-Выборгской линии с 7-вагонных составов на 8-вагонные
2005
2 апреля: введён в эксплуатацию участок Правобережной линии (линия 4) от станции «Старая Деревня» до станции «Комендантский проспект» протяжённостью 2,66 км
25 августа: станция «Пролетарская» закрыта на реконструкцию до 25 февраля 2007 года
14 ноября: открылся новый музей Петербургского метрополитена в «Доме связи-2», расположенном рядом с вестибюлем станции «Приморская»
15 ноября: Петербургский метрополитен отметил своё 50-летие. Производилась продажа юбилейных жетонов восьми видов на станциях первой очереди (участок «Площадь Восстания» — «Автово»), при этом на каждой из них распространялись жетоны с изображением вестибюля соответствующей станции. Со станции «Автово» под звуки военного оркестра отправился «ретро-поезд», в состав которого вошли несколько наиболее старых вагонов, окрашенных по «старой» схеме окраски
2006
10 августа: закрыт на реконструкцию вестибюль станции «Владимирская» до 1 марта 2008 года
17 ноября: после реконструкции досрочно открыта станция «Пролетарская»
22 декабря: на действующем участке «Проспект Просвещения» — депо «Выборгское» открыта наземная станция «Парнас». К этому событию приурочили выпуск специальных жетонов с изображением станции
2007
26 мая: ко Дню города метрополитен выпустил сувенирные жетоны, полностью идентичные жетонам образца 1958 года
2008
16 февраля: после реконструкции открыт вестибюль станции ««Владимирская»
1 июня: к 50-летию с момента открытия станций «Чернышевская» и «Площадь Ленина» выпущены юбилейные жетоны с изображением этих станций
23 августа: вестибюль станции «Гостиный двор» досрочно закрыт на реконструкцию в связи с аварийным состоянием наклонного хода
11 октября: в связи с реконструкцией наклонного хода, станция «Горьковская» закрыта на капитальный ремонт
20 декабря: открыт 1-й участок новой Фрунзенско-Приморской линии от станции «Звенигородская» до станции «Волковская», но в связи с неоткрытием станции «Спасская» и, как следствие, невозможностью подключения участка «Комендантский проспект»—«Садовая» к новопостроенному участку, организовано временное челночное движение между этими двумя станциями по обоим путям. К открытию 1-го участка новой линии метро приурочили выпуск жетонов с изображением станции «Волковская»